Архив 2016

Москва, г. Москва
Дмитрий Александрович Михалин
Финалист
2016 год
г. Москва
Москва
Учитель информатики и икт, математики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 345 имени А. С. Пушкина»
10.06.1979
МГУ им. М. В. Ломоносова, 2000 г.
}
Какую цитату вы чаще всего приводите в качестве объяснения, почему вы стали учителем?: От vademecum к vadetecum — от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам».
Чему нельзя научиться без сотрудничества с учителем?: Только в школе можно найти столько разных уникальных личностей, с которыми можно общаться, наблюдать за их интеллектуальным и нравственным ростом, пытаясь на него повлиять в лучшую сторону, и чему-то у них учиться самому.
Ваша самая смелая мечта о вашем профессиональном будущем: Честность, доброжелательность, компетентность, пунктуальность, готовность всегда учиться новому.
Ваши увлечения, в которых вы могли бы стать примером для своих учеников: елочные игрушки, фотография, выпечка
Участник о себе:

Можно ли построить дом высотой в 10 километров? Вырастить, подобно герою рассказа Брэдбери «Зелёное утро», тысячу деревьев на Марсе? Своими глазами увидеть зарождение жизни на Земле? Научиться передавать мысли на расстоянии?

«А зачем?» – задаст ответный вопрос скептик. Есть ли практический смысл в том, чтобы ставить перед собой неразрешимые задачи, тратить энергию и ресурсы ради утопии? Может быть, реалии современного мира таковы, что нам нужно уметь жить здесь и сейчас? И стоит ли тогда вообще задумываться о недостижимом?

Но ведь совсем недавно автомобили, ракеты, мобильные телефоны казались человечеству несбыточной мечтой, а сегодня всё это – часть нашей повседневной жизни. Называя какую-то идею невозможной, мы сами порой снижаем стремление к открытиям. К тому же такие утверждения достаточно часто оказываются ошибочными. Именно об этом говорит английский футуролог Артур Кларк: «Когда уважаемый, но пожилой учёный утверждает, что что-то возможно, то он почти наверняка прав. Когда он утверждает, что что-то невозможно, — он, весьма вероятно, ошибается».

Знаменитый немецкий математик Карл Гаусс, достигнув значительных успехов в естественных науках, задумался над нерешаемой, как представлялось, проблемой – разработать формулу общественной жизни, при помощи которой можно было бы строить модели будущего. А спустя столетие Айзек Азимов описал науку психоисторию, с помощью математических методов прогнозирующую развитие социума.

В обращении к неразрешимым на первый взгляд задачам есть определённый смысл. Иногда наиболее продуктивным оказывается, как ни удивительно, сам процесс их решения. И это на самом деле так! Конечно, далеко не все задачи, решаемые математиками, встречаются в реальной жизни, за что учёных часто упрекают в оторванности от действительности. Но часто побочным продуктом математических открытий становятся вполне реальные и активно применяемые технологии.

И писатели благодаря их безграничному воображению также внесли свой вклад в научный прогресс. Большая часть уже существующих новых технологий изначально возникла под пером фантастов – от автоответчика до геостационарных спутников, от антибиотиков до, увы, атомной бомбы.

Какие прогнозы учёных и литераторов сбудутся в XXI веке? Может воплотиться в жизнь еще одна давняя мечта фантастов – искусственный интеллект, и его появление поставит перед человечеством новые вопросы, как кажется сегодня, неразрешимые. Но сколько «невозможностей» человечество уже преодолело! Так что же мешает поверить в то, что самые невероятные фантазии и несбыточные мечты могут быть когда-то реализованы?

Мыслящее и творческое человечество регулярно подходит к границе возможного. Зная историю науки, можно предположить, что в ближайшем будущем нас ждут новые фундаментальные открытия, когда невероятное станет очевидным. И «обживать» это невероятное будут сегодняшние дети, наши ученики. Но как уже сейчас подготовить их к вопросам, которые поставит перед ними уже не наше – их настоящее?

Ребенок приходит в школу, не зная своего потенциала и ограничений. Задача учителя – помочь ему познать себя: что он может сейчас, а что сможет завтра. Педагог ставит перед учеником задачи, трудные для него на данном этапе, но вполне выполнимые в перспективе. Это и есть личностный рост – постоянное расширение границ возможного. Именно из таких детей вырастают взрослые, которые не боятся «неразрешимых» задач. И именно они завтра претворят в жизнь те идеи, которые сегодня кажутся только мечтой.

Поэтому не стоит бояться думать и говорить о том, что сейчас представляется невозможным. Стоит – и говорить, и делать. И по-прежнему: строить дома, сажать деревья, учить детей.

user-icon