Новости
Завершился третий очный тур Всероссийского конкурса «Учитель года России» – 2019
3 октября в Общественной палате Российской Федерации состоялись финальные испытания третьего очного тура Всероссийского конкурса «Учитель года России» 2019 года – «Учитель-лидер».
Согласно регламенту, этот этап включал в себя «Публичную лекцию» и «Разговор с Министром».
С приветственным словом к участникам обратился председатель Российского профессорского собрания, член Общественной палаты Российской Федерации Владислав Гриб. Он отметил, что именно педагоги закладывают фундамент развития образования.
«Без ваших усилий, без вашего труда все наши усилия, усилия Профессорского собрания будут тщетны. И мы готовы сделать все для того, чтобы работа учителя была комфортной и престижной», – подчеркнул он.
Публичная лекция стала первым конкурсным испытанием третьего тура.
Каждый из участников рассказал о том, как он видит задачи воспитания в школах в условиях современных вызовов.
Учитель биологии МАОУ «Лицей-интернат № 2 города Казани» Наиль Мирсаитов выразил уверенность в том, что воспитание в школе – процесс непрерывный и оно не должно быть ограничено рамками уроков или учебного года. «Учитель должен быть авторитетом для учеников, и его главное миссия – служение детям, служение обществу. Мечтаю, чтобы мои ученики были успешными и счастливыми», – резюмировал он.
Учитель химии МОУ «Лицей № 2 города Саратова» Вероника Романова считает, что важно научить детей самоопределению, чтобы они смогли найти свое место в жизни. По ее мнению, успешная образовательная траектория учеников – самый главный показатель эффективности работы педагогов.
«И нам важно найти свою уникальность, гордиться ей и гордиться нашими учителями. Тогда мы станем ведущей страной в сфере образования», – подчеркнула она.
Выступление учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа № 55 «Долина знаний» Советского района Волгограда» Ларисы Арачашвили было посвящено изменению понимания слова «воспитание» на протяжении нескольких столетий.
«Ребенка невозможно воспитать, ограждая его от всего, лишая права нести ответственность за свои поступки. И пока мы не воспитаем себя как учителя, мы не сможем воспитать наших учеников», – считает она.
Учитель географии МБОУ «Гимназия имени Подольских курсантов» Павел Красновид в качестве примера воспитательной работы привел музейную педагогику и взаимодействие детей, учителей и родителей на площадке школьных музеев.
«Здесь взаимодействуют прошлое, настоящее и будущее. Современность предъявляет нам не только вызовы, но и дает новые возможности по раскрытию наших способностей», – считает он.
Учитель французского языка ГБОУ «Гимназия № 171 Центрального района Санкт-Петербурга» Марина Зезкова отметила, что педагоги воспитывают человека будущего, и для этого необходимо развивать социальное партнерство, которое «помогает решать образовательные и воспитательные задачи, расширяя круг общения участников образовательного процесса, позволяя получать необходимый опыт общения, взаимодействия и сотрудничества».
Во втором конкурсном испытании третьего очного тура приняли участие пять призеров конкурса и министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева, а также ученики ГБОУ «Школа № 1520 им. Капцовых» Артем Тятенко и Софья Фельбуш. Модератором дискуссии стал главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов.
Дискуссию на тему «Воспитание в школе в условиях современных вызовов» открыла министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева. Она поздравила участников с юбилеем конкурса и выразила благодарность Большому жюри и Чеченской Республике, в которой проходили первые два очных тура, за «высокопрофессиональную работу и прекрасный прием, за мастерство».
Она напомнила, что в этом году в конкурсе были представлены все регионы нашей страны, и отметила, что конкурс молодеет год от года и имеет живой отклик, охватывая все предметные области.
«Большая часть участников в возрасте 30–40 лет, это творческий расцвет, – отметила министр. – И я хотела бы напомнить, что, какие бы технологические веяния ни проносились в мире, учитель останется всегда. Именно он поможет выбрать нравственную человеческую дорогу, по которой надо идти».
В рамках конкурсного испытания педагоги обсуждали самые разные темы – от глобальных до личных.
Дискуссия началась с вопроса о том, как воспитание поможет нашей стране войти в число мировых лидеров по качеству общего образования.
«Дети должны быть заинтересованы в получении хороших знаний. В этой работе должны быть задействованы учителя: мы должны сформировать ценностные ориентиры для решения этой задачи», – считает Павел Красновид.
Вероника Романова призвала задуматься о ценностных ориентирах молодого поколения и подчеркнула важность традиционного подхода к воспитанию.
«Именно духовно-нравственные качества формируют личность наших детей, они первостепенны, и никакие открытия не сделают люди, которые не выстраивают свою жизнь на духовно-нравственных базовых интернациональных ценностях: доброте, уважении и толерантности», – заявил Наиль Мирсаитов.
Лариса Арачашвили напомнила, что воспитание – это то, что дает нам настоящего гражданина страны, «это скрепа всего государства, основа личности, гражданина».
Марина Зезкова считает, что необходимо, чтобы глобальные задачи, которые ставит государство, были близки каждому педагогу.
Второй темой для обсуждения стали отношения учителей и родителей и выстраивание коммуникаций между ними.
Ольга Васильева предложила каждому из участников дискуссии назвать три принципа, которые определяют эти отношения.
Вероника Романова назвала достоверность информации, информированность родителей о жизни детей в школе и уважение друг к другу, Павел Красновид – открытость, искренность, сотрудничество, Марина Зезкова – внимание, объективность и готовность помочь, Лариса Арачашвили – доступность, доверие и открытость, а Наиль Мирсаитов – доверие, уважение и нацеленность на результаты ребенка.
Министр просвещения поделилась с педагогами своими принципами: это «обоюдное уважение, обоюдное терпение, четкость исполнения обоюдных обязательств нашей совместной деятельности».
Впервые конкурсное испытание транслировалось в социальных сетях, и зрители могли задать вопросы участникам финала. Ученики Школы № 1520 им. Капцовых Тятенко Артем и Фельбуш Софья выбрали два самых значимых вопроса: как сделать домашнее задание так, чтобы педагоги были довольны, и с кем из знаменитых людей прошлых лет и ныне живущих они бы провели свой урок совместно и почему.
Наиль Мирсаитов мечтал бы провести урок с японским исследователем Синъя Яманака, Вероника Романова – с лауреатом Нобелевской премии Николаем Семеновым, Павел Красновид – с Михаилом Ломоносовым, Марина Зезкова выбрала Николая Цискаридзе, а Лариса Арачашвили – Михаила Нянковского, победителя конкурса «Учитель года» в 1994 году. Министр просвещения Ольга Васильева хотела бы провести урок с поэтом Владимиром Маяковским.
И в завершение беседы речь шла о том, какой главный урок преподнесли учителям их ученики. Каждый из участников вспомнил свой личный опыт и рассказал о нем коллегам.
Для Ларисы Арачашвили главным уроком стало то, что дети помогли ей увидеть личность в каждом человеке и не оценивать их по предметным результатам. Наиль Мирсаитов стал доверять эмоциям, с которыми ребята приходят на урок, Марина Зезкова – подводить итоги работы своих учеников. Вероника Романова стремится давать знания нетрадиционно и интересно, а Павел Красновид именно благодаря детям понял, как надо учить.
Подводя итоги дискуссии, министр подчеркнула, что перед школой сегодня стоит много важных задач. Она выразила уверенность в том, что для работы современной школы очень важны педагоги-наставники, учителя с большим опытом, которые смогут многому научить молодых коллег.
«И у любого учителя все будет замечательно при одном важном условии: если он учится, если совершенствуется и если он – личность. Самое главное, чтобы вы уважали и ценили себя», – резюмировала Ольга Васильева.
Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» – 2019 будет объявлен в Москве 4 октября, в преддверии Дня учителя, на торжественной церемонии закрытия конкурса в Государственном Кремлевском дворце.